среда, 11 мая 2016 г.

Загадки гробницы KV60.


Часть 1.
В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут — очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было (как не было её и в гробнице в скалах к югу от Дейр эль-Бахри, которая предназначалась для Хатшепсут при жизни её мужа Тутмоса II - прим. Н.Н.).

Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, — прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу.

Имена

Египтяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необходимо знать, как использовать и упоминать имена, обладающие магической силой. Считалось, что, если человек, обращаясь к богу или демону, называет его по имени, тот обязан ответить и сделать все, что он пожелает. Зная имя человека, окружающие могли помочь ему или причинить зло. Имя могло быть проклято, и тогда оно наносило вред владельцу, но если к нему обращали благословение или молитву о благополучии, приноси по пользу. Имя для египтян было такой же частью человеческого существа, как душа, двойник (ко) или тело, и такое восприятие его уходит своими корнями в незапамятные времена.

четверг, 5 мая 2016 г.

Книга мертвых

«Книга мертвых» содержит в себе полный обряд погребения; в ней подробно приводятся все необходимые молитвы и церемонии. В книге имеется более 150 глав, что служит доказательством того, с какими церемониями было связано погребение; это станет еще нагляднее, если мы передадим содержание отдельных глав. Сначала читается молитва над венком из цветов, который надевали на голову умершего, затем совершалось курение священными благовониями, и тогда покойный получал оправдание перед своими врагами, как живыми, так и мертвыми. На груди мумии почти всегда находится каменное изображение священного жука — скарабея. Этот талисман был весьма полезен покойному, как это видно из 31-й главы «книги — мертвых», которая после молитвы и заклинания заканчивается следующими словами: «Это должно быть сказано над скарабеем из твердого камня, который должен быть одет в золото и положен на сердце человека. Сделай из него талисман, помазанный елеем, и произнеси над ним слова заклинания: «Сердце мое от моей матери, сердце мое в моих превращениях».

«11. сезон Перт (то есть 16 ноября — 16 марта), чтобы они могли освежиться, и сезон Хех (16 марта — 16 ноября), чтобы почувствовать вкус твой. Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нем, чтобы смотреть на все, созданное тобой. Ты един, ты светишь (или восходишь) среди своих созданий, как Живущий Атон, сияющий, удаляющийся, возвращающийся. Ты создаешь миллионы проявлений себя одного в городах и селениях, на полях, дорогах и реке. Каждый глаз (то есть все люди) зрит тебя. Ты — дневной солнечный диск в своем зените.»

Гимн Атону Царя (Б), обнаруженный в гробнице Эйе, конюшего Ахенатона (Эхнатона).

Текст на древнеегипетском и перевод на русский, который цитируется Баджом (англ.) и Игоревским (русск.)
Из книги «Египет времен Тутанхамона»

Рацион древних египтян.

Древние египтяне употребляли в пищу мясо домашних быков, коз и баранов, а так же убитых на охоте газелей и антилоп.
Во II тысячелетии до н.э. египтяне стали употреблять в пищу кур, еще ранее они готовили гусей, уток, голубей, перепелок, чирков, журавлей. Египтяне первыми стали употреблять в пищу яйца и разводить птиц в своих домашних хозяйствах.
Два основных способа приготовления мяса были «песи» (варка в котле с водой) и «ашер» (жарка на вертеле над огнем). К столу мясо подавали куском, птицу – целиком.
В Ниле вылавливали множество рыбы: щуку, кефаль, окуней и т.д. Рыбу солили в огромных чанах, жарили, варили и вялили на солнце.
Икру кефали египтяне мариновали. Рыбу употребляли в пищу простые египтяне, для жрецов и придворных существовали запреты – рыба считалась нечистой пищей.
Овощи употреблялись всеми слоями населения. Самым популярным среди богатых был чеснок, благодаря своим вкусовым и целебным качествам считавшийся священным растением.
Второе по популярности место занимал зеленый салат (латук). Он считался растением бога Мина, чья статуя ставилась между грядками, а сам салат был непременным атрибутом жертвенных столов. Предположительно, его ели в сыром виде с растительным маслом и солью.
Бараний горох, или нут, получил свое название от того, что его готовили с бараниной – варили или тушили.
Отварную капусту часто подавали в конце обеда в качестве сладкого блюда. Также египтяне ели молодые побеги папируса, лук, огурцы, дыни.

Фото: Ловля рыбы с папирусной лодки. Гробница Кагемни. IV династия, Саккара.

среда, 27 апреля 2016 г.

Храмы в ущелье Дейр эль-Бахри.


1 - художественная реконструкция облика Дейр эль-Бахри в древности, примерно во время правления конца 18 - начала 20 династий. В Среднем царстве здесь был построен заупокойный комплекс Ментухотепа II, сильного правителя, объединившего раздробленный Египет после 1 переходного периода. Долинный храм не сохранился, а необычный для того времени вид верхнего заупокойного храма определил архитектурный стиль, в котором впоследствии были выдержаны другие, гораздо более поздние постройки долины. Грандиозный храм Хатшепсут (архитектор Сенмут) был построен на месте более раннего заупокойного храма Аменхотепа I. Тутмос III возвёл свой храм, посвящённый Амону, чуть позади и выше двух предыдущих (архитектор Рехмира).

2 - 1912 г., фото Гарри Бёртона. На переднем плане - храм Хатшепсут, за ним виден храм Ментухотепа II. В храме Хатшепсут долгое время располагался коптский монастырь и его жители использовали близлежащие постройки в качестве каменоломен. Впрочем, многие изображения фараона-женщины были повреждены уже при её пасынке. Храм самого Тутмоса III был в древности разрушен оползнями.

3 - современный вид ущелья после раскопок и кропотливой реставрации храма Хатшепсут польскими специалистами (на верхней террасе до сих пор продолжают работать реставраторы).
«9. их кожа различна [по цвету], давая отличие чужеземцам.

Ты создал Хапи (Нил) в Туате (подземном мире), ты привел его по желанию твоему, чтобы дать жизнь смертным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, поддерживающий их, насколько возможно. О ты, владыка каждой страны, восходящий над ними, о Атон дневной, великий из великих.

Ты даешь жизнь далеким чужеземным странам. Ты дал Нил на небеса, и он падает для них.»

Гимн Атону Царя (Б), обнаруженный в гробнице Эйе, конюшего Ахенатона (Эхнатона).

Текст на древнеегипетском и перевод на русский, который цитируется Баджом (англ.) и Игоревским (русск.)
Из книги «Египет времен Тутанхамона»